kitavi Жалоба Опубликовано: 5 апреля, 2008 Тезисы работы: Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Говорение» (Киреева Татьяна Викторовна, Вторая Санкт-Петербургская гимназия, www.2spbg.ru) Последние 10 лет наша российская школа переживает качественно новый этап в своём развитии, который связан с кардинальным изменением задач обучения. Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Контроль уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и призван осуществить Единый Государственный Экзамен. О нём пишут, говорят, спорят. Важной задачей является разработка и освоение технологий обучения, позволяющих выпускникам достигать хороших результатов на экзамене. Сейчас появилось много книг по подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Все они, как правило, предлагают готовые задания для учащихся в формате ЕГЭ. А как же подготовить учащихся к выполнению этих заданий? Важной задачей является разработка стратегии и тактики подготовки учащихся к ЕГЭ. Стратегия-это общий план, задачи на перспективу. Тактика - способы и методы выполнения этого плана и задач. Короче…. Стратегия- Что делать? Тактика- Как это делать? Раздел "Говорение" представлен тематическим монологическим высказыванием и диалогом с целью обмена оценочной информацией. 1. Тип задания: Монологическое высказывание по теме ( 10-15 фраз, 3-3,5 мин.) В первом задании предполагается два вида монологического высказывания: • Высказывание по ситуации с раскрытием всех предложенных аспектов • Развёрнутый аргументированный ответ на вопрос экзаменатора При этом проверяются следующие умения: • Уметь высказаться по теме в виде монолога, • Логично построить своё высказывание, используя средства логической связи • Соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи , как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства • Продемонстрировать владение грамматическими структурами и хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной задачей • Уметь дать развёрнутые ответы на дополнительные вопросы собеседника Стратегии работы над монологическим высказыванием: 1. Внимательно прочитайте текст задания на карточке для экзаменуемого и выясните: - в чем заключается предложенное задание 2. Определите тему высказывания. Обратите внимание на то, что ваше высказывание не должно быть воспроизведением изученной в школе темы. Оно должно раскрывать предложенные в задании аспекты. - сколько и какие аспекты вы должны раскрыть 3. Продумайте, что вы можете сказать по каждому из аспектов тремя — четырьмя предложениями. Не следует увеличивать объем высказываний, так как в противном случае вам может не хватить времени на раскрытие одного или более из предложенных аспектов. Ваши высказывания по каждому аспекту должны быть предельно конкретными, соответствующими данной формулировке. Продумайте, как распределить время между высказываниями по всем пунктам задания. 4. Напишите план логично построенного высказывания, осветив все пункты задания. 5. Выпишите отдельные фразы, которые вы обязательно хотите употребить в речи. 6. Обратите внимание на то, что вы должны говорить в течение 2—2,5 минут, а затем экзаменатор-собеседник задаст вам один или два вопроса, связанные с темой вашего высказывания. 7. Внимательно слушайте эти вопросы и старайтесь давать как можно более развернутые ответы. Если вы что-то не поняли в вопросе, обязательно попросите повторить его или пояснить то, что вам было непонятно; баллы за это не снижаются, а наоборот, это является плюсом в вашем ответе, так как вы смогли продемонстрировать умение восстановить беседу в случае сбоя. Если же вам что-то будет непонятно в вопросах экзаменатора-собеседника и вы не постараетесь выйти из этой ситуации, то это может привести к снижению баллов при оценке вашего ответа. Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора? В своей педагогической практике учитель постоянно задаёт ученику вопросы и желает получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя "linking words" типа: moreover; in addition to however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя. В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений монологического высказывания: • развитие монологических навыков на основе прочитанного конкретного текста • развитие этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов Задания для монологического высказывания с опорой на конкретный текст: 1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста. 2. Прочитать текст и найти предложения, в которых сформулированы ответы на все аспекты, представленные в ситуации. 3. Согласиться с утверждениями, представленными учителем, или опровергнуть их. 4. Доказать что………. 5. Найти в тексте предложения , которые можно употребить для обобщения, заключения, выводов. 6. Соотнесите план тематического высказывания с возможностями данного текста и выясните, какую информацию нужно ещё найти и добавить. 7. Составьте план монологического высказывания, подберите к нему информацию из дополнительных текстов. 8. Подготовьте развёрнутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для раскрытия всех аспектов, представленных в ситуации. Задания для монологического высказывания без опоры на конкретный текст: Данный путь может быть выбран на среднем и старшем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. Этапы работы: 1 этап- высказывание в течение 1 минуты по тематической ситуации с использованием опор. Назначение опор- помочь порождению речевого высказывания. Для того, чтобы учащиеся захотели высказаться самостоятельно, нужна помощь в виде речевых образцов, разговорных клише, таблиц, схем, блоков. Другие учащиеся могут добавить, не согласиться с мнением говорящего и выдвинуть своё мнение. Таким образом, может проходить дискуссия по обсуждаемой ситуации. 2 этап- высказывание в течение 2 минут по тематической ситуации с использованием опор. Экзаменационное высказывание по тематической ситуации проходит в течение 2-х минут. Чтобы подвести учащихся к успешному выполнению задания, необходимы предварительные задания по совершенствованию разговорных навыков. (в работе представлены упражнения с использованием разных обучающих технологий) 2. Тип задания: Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее 10 реплик, 4-5 минут) При этом проверяются следующие умения: • Уметь начать, поддержать и закончить беседу, • предлагать варианты к обсуждению, • выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому • вопросу, • соблюдать очередность при обмене репликами • выбирать адекватный стиль речи, употребляя формулы речевого этикета • принимать совместное решение Монологическая речь зависит от стратегий , выбранных самим говорящим, в то время как диалогическая речь – это прежде всего взаимодействие двух партнёров и стратегии выбирает каждый участник свои. Стратегии работы над диалогическим высказыванием • объясните своему собеседнику, что надо сделать и почему ( на базе задания) • выберите один из предложенных вариантов в задании и предложите его собеседнику, • объясните, почему он подходит, представив 1 аргумент • спросите, что думает ваш собеседник об этом предложении • продолжайте отстаивать своё мнение, представив ещё один аргумент ( или 2 аргумента) в пользу своего мнения • предложите рассмотреть другой вариант, далее действуйте по предыдущей схеме • спросите, что может предложить ваш собеседник • вежливо не согласитесь с предложением собеседника • после обсуждения всех вариантов предложите своё решение и придите к единому мнению Как готовить учащихся к диалогу по ситуации? Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Студенту предлагается какая-то проблема / ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию ( с экзаменатором) решения данной проблемы. Я предлагаю студентам работать над двумя типами диалогов: 1) диалог с обменом информацией (ролевая игра) 2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация) Любой из этих диалогов проходит 3 стадии: 1.Инициирование разговора (* объяснение ситуации,*запрос информации,*выдвижение предложений) 2.Развитие разговора( *ответная реплика, *реакция на сбой разговора, *вовлечение партнёра в разговор) 3. Завершение разговора (*прийти к определённому мнению, * подвести итоги дискуссии, *выдвинуть основания закончить разговор) Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнёра по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее. Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа. Первый этап подготовки – составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи проводится в классе ( пары постоянного состава) , но это контроль подготовленной речи дома. Второй этап подготовки – учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе ( пары сменного состава) , при этом речь неподготовлена заранее. Третий этап подготовки – учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль неподготовленной речи. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса, (например, « В магазине», «Разговор по телефону» и т.п.) или на свободном общении ( интервью, дискуссия, диспут). В работе представлены схемы ролевой игры и модулированной ситуации, а также даны варианты подготовительных упражнений для совершенствования навыков диалогического высказывания. Завершает работу таблица с примерами типичных ошибок экзаменуемых. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Lesya Жалоба Опубликовано: 10 апреля, 2008 Тезисы работы: Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Говорение»(Киреева Татьяна Викторовна, Вторая Санкт-Петербургская гимназия, www.2spbg.ru) Завершает работу таблица с примерами типичных ошибок экзаменуемых. Cпасибо за предоставленый материал. Он очень полезен. Я уже знакомлю с этими стратегиями своих учеников. Каковы Ваши рекомендации по организации занятий? сколько времени Вы тратите на работу на каждом этапе? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
tanyatissen Жалоба Опубликовано: 22 мая, 2008 Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за полезную информацию. Есть ли у вас стратегии подготовки К ЕГЭ по другим разделам? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Olesya Жалоба Опубликовано: 25 мая, 2008 Тезисы работы: Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Говорение»(Киреева Татьяна Викторовна, Вторая Санкт-Петербургская гимназия, www.2spbg.ru) Важной задачей является разработка стратегии и тактики подготовки учащихся к ЕГЭ. Стратегия-это общий план, задачи на перспективу. Тактика - способы и методы выполнения этого плана и задач. Короче…. Стратегия- Что делать? Тактика- Как это делать? Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора? В подготовке учащихся к ЕГЭ (говорение) меня очень волнует следующий аспект- ограниченность во времени. Как научить учащихся укладываться во временные рамки? Я сейчас имею ввиду тех, которые прекрасно говорят, и хотят ответить как можно больше и глубже. С монологом еще ничего, а в диалоге из-за большого количества аргументов им не хватает времени принять решение,как быть? Просто говорить им- "Говорите столько то предложений и не больше? Плюс, несмотря на то, что во многих школах проходят экзамены в формате ЕГЭ- я имею ввиду 8, 9 и 10 классы, учителя не ограничивают детей во времени- пусть говорят все, что знают. И оценивают тех детей, которые действительно укладываются во временные рамки ЕГЭ, ниже. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Yaroslav Жалоба Опубликовано: 28 мая, 2008 В подготовке учащихся к ЕГЭ (говорение) меня очень волнует следующий аспект- Как научить учащихся укладываться во временные рамки? Мы готовим учащихся к сдаче ЕГЭ и проверяем их знания на летней сессии 10 класса. Составляем билеты и карточки эзаменатора формата ЕГЭ. Учебник Laser FCE. STUDENT_CARD.doc Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах